Заимствованные у греков технологии сохранили и развили древние
римляне. Монетный двор, расположенный на капитолийском холме, у храма
Юноны Монеты, миллионными тиражами денариев с портретами императоров и
девизами, прославляющими их победы, покрывал значительную часть
потребностей обширной Римской империи в деньгах. В художественном
отношении монеты Рима уступают лучшим эллинистическим образцам. Но
заслуга римских монетных мастеров состоит в создании отлаженной, почти
промышленной, технологии изготовления монет.
Монеты становятся
не только платежным средством, но и средством пропаганды, с
поразительной скоростью отвечающим на стремительно меняющуюся ситуацию в
Империи. Сменяющие друг друга императоры стремились утвердить свою
власть, чеканя монеты со своим именем и портретом, а затем прославляли
свои победы на реверсе монеты.
Технологическим отличием
производства римских денариев стал способ изготовления монетных
заготовок. Большой тираж и сжатые сроки не позволяли тратить время на
единичное производство. Поэтому металл отливался в формы, состоящие из
ряда соединяющихся углублений. Жидкий металл, заполняя ванночку,
переливался через край в соседнюю лунку и т.д. Затем заготовки,
соединенные литником, разрубались, после чего поступали в чеканку. Со
временем этот способ был значительно усовершенствован. Слиток серебра
определенного веса, предназначенный для изготовления монет, измельчался в
стружку. В соответствии с применяемой монетной стопой, чистый металл в
пропорциях смешивался с лигатурой (чаще всего это была медь), и сыпучая
смесь равномерно распределялась в несколько жаростойких литейных форм, в
каждой из которых было определенное количество углублений, по размеру
будущей монеты. В печи стружка металла запекалась, соединяясь в цельную
заготовку. Поэтому гурт римских денариев имеет неровную, шероховатую
поверхность, характерную для конгломерата спекшихся частиц. Извлеченные
заготовки плющились молотком и поступали на чеканку. Такой способ
значительно сокращал затраченное на подготовку монетных кружков время и
усилия монетариев. Так как металл, выделяемый на каждую монету, не
взвешивался отдельно, то недостатком метода было значительное отличие
каждого денария в весе, но зато можно было легко и точно контролировать
общий расход материала и количество изготовленных из фунта монет.
Глиняные формы, в которых изготавливались монетные заготовки
Чеканка денариев производилась парой штемпелей, нижний из которых
надежно закреплялся в тисках, а верхний держался рукой и приставлялся
мастером непосредственно при чеканке. Горельеф римских монет, как и
греческих, был высоким, и, чтобы все детали хорошо прочеканились,
заготовку предварительно раскаляли в печи. Разогретая заготовка имела
меньшую жесткость, что продлевало жизнь железных и бронзовых штемпелей.
Производство заготовок и сама чеканка были основными технологическими
операциями при изготовлении монет. Но самым важным и ответственным
процессом, который и определял вид будущей монеты, было изготовление
штемпелей. На рабочей поверхности нижнего штемпеля всегда размещался
портрет, а на торце верхнего – зеркальное изображение реверса. Это не
просто традиция, а производственная необходимость, вызванная тем, что
верхний штемпель всегда изнашивался быстрее нижнего, а изображение
аверса было более значимо и сложно в изготовлении.
Денарий императора Максиминуса (235-238гг) и железные штемпели первых веков н.э.
Изготовлением штемпелей в Риме занимались граверы - scalptores
monetae и при каждом монетном дворе составляли особую корпорацию, во
главе которой стоял praepositus. Получив утвержденный эскиз изображения и
текст легенды будущей монеты, мастера приступали к изготовлению
инструмента чеканки. Заготовками штемпеля служили два бронзовых или
железных стержня. Будущий нижний штемпель для устойчивости был короче
верхнего, который предстояло держать рукой. Торец штемпелей
выравнивался, зачищался и полировался. Затем металлическим циркулем на
рабочую поверхность наносилась разметка ободка и легенды. Заранее
заготовленным пуансоном, с силуэтом и объемом головы императора, на
штемпеле чеканилась основа негативного изображения профиля. При помощи
ряда более маленьких и простых пуансонов, с рабочей кромкой в виде
точек, треугольников, полумесяцев, колец, на основу головы методом
чеканки накладывались детали портрета. Так появлялись нос, глаза, губы,
волосы на голове и бороде, пока образ правителя не становился цельным и
законченным. Трудно поверить, но мастер для изготовления реалистичного и
живого портрета императора, почти всегда обходился без использования
резца, работая над изображением лишь с помощью чеканки. Когда портрет
или фигурная композиция были закончены, мастер приступал к чеканке
ободка и легенды. Практически все буквы латинского алфавита чеканились
при помощи нескольких пуансонов: длинной и короткой «I», большой и
маленькой «C» и «S». Когда изображение было готово, штемпели повторно
полировались. На финальной операции уходили следы разметки и остатки
металла, которые выдавливались пуансоном при нанесении углубленного
изображения. После закалки штемпель был готов к чеканке монет.
Использование пуансонов не только упрощало производство штемпелей, но и
обеспечивало единство стиля, однообразие и узнаваемость римских монет.
Так как верхний штемпель, в отличие от нижнего, был свободен и
произвольно приставлялся к заготовке во время чеканки, римские монеты, в
своём большинстве, имеют свободное соотношение аверса-реверса. Но с
появлением сопряженного штемпеля, в поздней империи появились монеты,
имеющие строгое соотношение сторон.
Сопряженный штемпель монеты Константа I с
буквами антиохийского монетного двора, найденный во Франции, и бронзовый
фоллис этого императора, отчеканенный в Антиохии.
Политический и экономический кризис Рима отражался и в упадке римской
денежной системы. В основной монете Империи на тот период, в серебряном
денарии во втором столетии новой эры постоянно уменьшалось содержание
чистого серебра. И к концу века в римском денарии была всего лишь 500
проба.
В начале третьего века, пытаясь спасти денежную систему
Империи, и вернуть доверие населения к монетам Рима как внутри страны,
так и за её пределами, император Каракалла начал выпускать новую монету.
Названа она была в честь императора, полное имя которого было Марк
Аврелий Антонин. Антониниан, кратный по стоимости двум денариям,
вначале представлял собой высокопробную пятиграммовую серебряную монету.
Визуально антонинианы отличались от денариев тем, что на денарии
портрет императора был изображен в лавровом венке, а на антонинианах – в
короне. Появление этой новой монеты лишь временно облегчило тяжелое
экономическое положение Римской Империи. Но, вскоре в связи с порчей
денег содержание чистого серебра и в антониниане также как и до этого в
денарии стало стремительно падать. И к концу третьего века эта монета
стала почти медной, а потом вообще лишь слегка покрывалась серебром.
Император Константин в начале четвёртого века добился некоторой
стабильности в денежном хозяйстве империи, введя новую золотую монету –
солид. Но, не будет отвлекаться на денежные системы Римской Империи и
описание её монет от основной темы статьи: техники чеканки монет.