Среда, 08.01.2025
Библиотека коллекционера

Баннерная сеть BANNER.UA
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [155]
Видео [20]
Ценники [1]
Друзья
  • Банкокартия в Украине
  • Коллекция банковских карт
  • Обменный фонд банковских карт
  • Коллекционирование газет
  • Лотереи на обмен
  • Буклеты к монетам Украины
  • Каталог Краузе 19 век онлайн
  • Каталог Краузе 20 век, 39 издание онлайн
  • Каталог Краузе 20 век, 40 издание онлайн
  • Каталог Краузе 21 век, 6 издание онлайн
  • Каталог Краузе 21 век, 7 издание онлайн
  • Каталог Краузе "Монеты Северной Америки" онлайн
  • Віртуальний музей проїзних квитків України
  • Таки билеты Одессы и не только
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0
    1PS.RU
    Раскрутка и продвижение сайта, регистрация в каталогах, контекстная реклама
    Форма входа
    Главная » Статьи » Статьи

    Из истории мировой почты
    Почта - (от новолат. posta, сокращено из statio posita - станция с переменными лошадьми) - государственное установление для пересылки между определенными местностями и по установленной таксе писем, произведений печати, товарных проб, посылок, денежных сумм, а в некоторых государствах - и для перевозки пассажиров на лошадях (там, где нет железных дорог).

    Потребность в получении известий из других местностей и стран восходит к глубокой древности и первоначально удовлетворялась через посредство гонцов, которые приносили сообщения, как устные, так и письменные или облеченные в символическую форму. Ассирийская легенда повествует о гонцах, которые разносили повеления Семирамиды по всем краям ее царства.


    В Египте в эпоху XII династии существовали профессиональные гонцы, которые развозили царские приказы вплоть до Азии. В Персидской монархии учреждены были ангары; в Греции правительства имели в своем распоряжении пеших посланцев.

    В римской республике для правительственных и частных целей существовали гонцы (cursores, statores, позднее viatores и tabellarii, от tabella - дощечка для письма), а также частные предприниматели, отдававшие в наймы повозки и вьючный скот (cisiarii и jumentarii); их коллегии объединялись в одну корпорацию.При Августе возникла римская государственная почта (cursus publicus). В более крупных центрах учреждены были станции (maosiones, позднее stationes), которые служили для отдыха и ночевки путешествующих и обыкновенно отстояли одна от другой на день пути. Между каждыми двумя mansiones устроены были 6-8 mutationes для перемены лошадей. Спешные пакеты пересылались через конных курьеров (veredarii), путешествующие перевозились в легких повозках (rheda), разного рода кладь - в телегах (clabularia). Пользование государственной почтой разрешалось лишь в государственных целях и определенным должностным лицам. В спешных случаях целые военные отряды перевозились средствами cursus publicus. В виде исключения и на основании особых разрешений (diplomata, evectiones, tractoriae) государственной почтой могли пользоваться и другие лица, путешествующие чиновники, особенно ветераны, а впоследствии - церковнослужители, что подавало повод к различным злоупотреблениям.

    Главное заведование государственной почты было сосредоточено в руках одного из высших государственных чинов сначала praefectus: praetorio, со времени Константина - magister officiorum; управление ею в провинциях принадлежало наместникам, при которых для заведования технической частью почты состояли специальные prefecti vehiculorum, позднее - procuratores cursus publici. Поставка лошадей и других средств передвижения составляла натуральную повинность окрестного населения, на которое содержание почты ложилось крайне тяжким бременем. Хотя деятельность римской государственной почты и ограничивалась правительственными надобностями, но она имела крупное значение. Благодаря превосходной сети дорог, безопасности и порядку сообщений, а также обширной переписке гражданских и военных властей, на станциях государственной почты развилось необычайно оживленное, движение. Расстояния от Британии до Кавказа и от устья Рейна до Ливийской пустыни могли быть преодолеваемы в сравнительно краткие сроки. Если Цезарь, пользуясь переменными частными лошадьми, мог делать 100 миль в день, то Тиверий, с помощью cursus publicus проезжал в день расстояние вдвое большее. Из важнейших провинций известия получались в Риме ежедневно. На станциях более оживленных дорог содержалось по 20-40 упряжных лошадей и мулов. Организация эта продержалась до падения западно-римской империи.

    Карл Великий и его преемники не сделали серьезных попыток к восстановлению римской государственной почты. Учреждение гонцов, существовавшее при Каролингах, примыкало к народному делению на марки и, при быстром распадении монархии, не получило широкого развития. В мусульманском халифате возникла, в VII ст., правильная почта, услугами которой, в ограниченных размерах, могли пользоваться и частные лица.

    В средневековой Европе, при раздробленности государственной власти, пересылку известий принимали на себя, главным образом, отдельные духовные и светские корпорации. В обмене мыслей всего более нуждалась тогда церковь, как потому, что ее устройство покоилось на начале централизации, так и потому, что в течение долгого времени она являлась единственной носительницей умственной жизни народов. Архивы церковных учреждений и регесты римской курии свидетельствуют, что еще в самом начале средних веков происходил оживленный обмен посланий между главой католической иерархии и членами ее. Но на существование специально церковного института гонцов или курьеров нет указаний. Лишь между многочисленными разветвлениями духовных орденов поддерживались правильные сношения, через посредство странствующих монахов. В землях немецкого ордена для этой цели возникла специальная администрация и учреждены были станции для перемены лошадей. При университетах, куда учащиеся стекались из самых различных стран, также образовались корпорации профессиональных гонцов, пользовавшиеся разными привилегиями.

    В XII - ХIII ст. славились гонцы Университетов в Болонье, Салерно, Неаполе, Монпелье, Тулузе, позднее - гонцы Парижского университета. Цех мясников, совершавших для своих закупок обширные путешествия, принимал на себя, по соглашению с городами и купеческими гильдиями, перевозку писем и посылок. В некоторых городах южной Германии это вменено было цеху мясников в обязанность, взамен чего он освобождался от общинных повинностей. Таким образом образовалась так называемая "Почта мясников" (Metzger-Post), просуществовавшая до конца XVII ст. и местами получившая значение государственного установления (в Вюртемберге).

    С развитием городских вольностей, одним из важнейших средств сообщения в средние века явился институт городских гонцов, который с XIV ст. существовал почти повсеместно, но особое развитие получил в крупных торговых центрах Германии и Италии. Из многочисленных дошедших до нас регламентов городским гонцам (в Кельне, Майнце, Нордгаузене - ХIV ст., в Страссбурге - 1443 г., в Аугсбурге - 1552 г., в Бреславле - 1573 г. и т. д.) видно, что они состояли в ведении городского совета, которому под присягой обязывались подчиняться; они не получали жалованья ни от общины, ни от отдельных корпораций или купеческих гильдий. Выступая из города в определенные дни, они, верхом или пешком, в установленные сроки, доставляли по назначению корреспонденцию городского управления, равно как и письма и посылки горожан, с которых взимали плату по таксе.

    Прочное и широкое развитие институт городских гонцов получил благодаря союзам городов на Рейне и в Нижней Германии. Гонцы рейнского городского союза поддерживали правильные сообщения от Кельна и Майнца через Франкфурт в Нюрнберг. Своей точностью в соблюдении сроков славились гонцы ганзейских городов, поддерживавшие сообщения между Гамбургом, Бременом, Амстердамом и Антверпеном, а также на восток через Штеттин, Данциг и Кенигсберг вплоть до Риги. В южной Германии первое место занимали гонцы Аугсбурга; помимо линий на Нюрнберг (трижды в неделю), Линдау и Регенсбург, они поддерживали сообщения с Италией. В Венецию они прибывали через Бреннер в восемь дней. Современная централизованная почта. зарождается с усилением государственной власти.

    Во Франции Людовик XI эдиктом 19 июня 1464 г. учредил королевских курьеров (maitres coureurs royaux). По всем его владениям раскинута была сеть станций для перемены лошадей. Во главе всей организации стоял grand maitre. Эта почта предназначалась исключительно для надобностей правительства. Королевским курьерам, под страхом смертной казни, воспрещено было исполнять поручения частных лиц. В патенте Карла VIII от 27 января 1487 г. королевские курьеры названы chevaucheurs en postes. Вскоре после того не только во Франции, но и в Германии и Италии названием почты стали означать всю совокупность установлений, которые учреждались государством или под контролем государства для пересылки как правительственной, так и частной корреспонденции и для перевозки пассажиров. Первый опыт организации почты в этом смысле слова на широких международных началах сделан был членами рода Таксис из Бергамо, принявшими на себя поддержку сообщений между габсбургскими владениями.

    В 1500 году Францу фон Таксис присвоен был титул capitaine et maistre des postes в Нидерландах и Бургундии. По договору, заключенному в 1504 г. с королем Филиппом Красивым, Франц фон Таксис обязался учредить и содержать почту между Нидерландами и дворами императора и королей французского и испанского. Эта организация, имевшая сначала весьма скромные размеры, - на каждой станции содержалось по одной лишь лошади - была в 1516 г. значительно расширена: почтовые линии для соединения с габсбургскими владениями в Италии были продолжены до Рима и Неаполя, число лошадей на каждой станции доведено до двух, а сроки перевозки почты сокращены. Курьеры учрежденной Таксисами почты пробегали расстояние от Брюсселя в Париж летом в 36, зимой - в 40 часов, в Лион - в 3,5 и 4 дня, в Бургос - в 7 и 8, в Инсбрук - в 5 и 6, в Рим в 10,5 - 12 дней. В договоре 1516 г. было оговорено, что должностные лица перевозятся по почте за половинную плату, откуда (равно как и из других указаний) можно с уверенностью заключить, что организованная Таксисами почта хотя и предназначалась, главным образом, для надобностей королевской службы, но с самого начала была открыта и для пользования частных лиц.

    Возведенный в 1520 г. императором Карлом V в звание "chief et maistre general de noz postes par tous noz royaumes, pays et seigneuries", Иоанн Баптист фон Таксис явился основателем "почтовой династии Таксисов", отдельные ветви которой, действуя в Нидерландах, Испании и Германии, оказали большие услуги в деле развития почтовых сообщений. Основная почтовая линия Брюссель - Вена - Италия была вскоре расширена ветвями на Париж и южную Францию и почтовыми сообщениями между Нюрнбергом, Франкфуртом на Майне и Шафгаузеном. На севере почта Таксисов доходила до Гамбурга. Несмотря на свое испано-нидерландское происхождение, почта Таксисов, благодаря отношениям основателей ее к германскому императорскому дому, пустила особенно прочные корни в Германии.

    В 1595 г. император Рудольф II включил звание генерального почтмейстера, которое носили Таксисы, в число имперских должностей.

    В 1615 г. император Матфий признал это звание наследственным в роде Таксисов, который в 1686 г. был причислен к имперским княжеским родам и предъявлял притязания на исключительное право содержать почту в пределах Германии. Эти притязания встречались с непреодолимыми препятствиями. Прежде всего почта Таксисов, которая с самого начала содержалась на их собственные средства и страх, неизменно сохраняла характер частного предприятия. Хотя императоры и возвели ее на степень имперского установления, но в противоречии с этим стоял тот факт, что в наследственных своих землях сами императоры упразднили эту почту, заменив ее государственной. Остальные государи Германии стремились к учреждению в своих владениях собственной правительственной почтой и в императорских привилегиях дому Таксисов усматривали посягательства на свои верховные права.

    С ослаблением имперской власти, почта Таксисов могла удержаться лишь в более мелких южно- и среднегерманских государствах. Здесь она существовала до упразднения империи, а союзным актом 1815 г. была восстановлена, причем за отдельными правительствами признано было право выкупать почтовую монополию дома Таксис. Когда, в начале 1867 г., дом Таксисов за вознаграждение в 3 млн. талеров отказался от своих притязаний в пользу Пруссии, почтовая территория его обнимала еще 17 германских государств.

    Идея почтовой регалии, т.е. исключительного права правительства содержать в пределах государственной территории почтовые учреждения, впервые выдвинута была в конце XVI ст., а в XVII ст. стала проводиться в жизни. Первым из германских государей, учредившим правительственную почту и признавшим за ней характер монополии, был великий курфюрст Фридрих-Вильгельм (1646). Его примеру последовали другие значительные имперские чины. Тогда же содержание почты стали рассматривать не только как право, но и как обязанность правительств.

    Уже в начале XVIII стол. были государственные деятели (например, Фридрих-Вильгельм I в Пруссии), которые отрешнлись от фискальных воззрений на почту и видели ее задачу в удешевлении почтовых тарифов и возможно большей доступности почтовых сообщений для населения. В отличие от Франции, где пересылка писем (poste aux lettres) была объявлена казенной монополией, но наряду с правительственной почтой стояли частные предприятия по перевозке пассажиров (messageries), в более крупных германских государствах деятельность правительственной почты обнимала как пересылку писем и товаров, так и перевозку пассажиров. Целесообразной организацией славилась правительственная почта Саксонии, Браунуншвейг-Ганновера, Гессена, особенно же Бранденбург-Пруссии. По главной прусской линии Клеве - Мемель почта с 1655 г. отходила дважды в неделю. Из Кенигсберга в Берлин она прибывала в 4 дня, из Кенигсберга в Клеве - в 10 дней. Это была быстрота для того времени необыкновенная. Помимо ветвей на Гамбург, Штеттин, Лейпциг и Бреславль, почтовые сообщения поддерживались на западе с Голландией, на востоке - с Варшавой и шведской почтой в Риге.

    В деле перевозки пассажиров Пруссия, однако, уже в конце XVIII в. превзойдена была странами с более благоустроенными дорогами. Тем более поразил современников успех, достигнутый Пруссией в 1821 г., когда были учреждены так называемые Nagler'sche Schuellposteh, с удобными для путешествующих экипажами.

    Коренной переворот в почтовом деле вызван был распространением железных дорог и пароходства. Путем сочетания железнодорожных и пароходных линий открылась возможность установления правильных почтовых сообщений между самыми отдаленными странами. Первый опыт в этом направлении сделан был в 1835 г. состоявшим на английской службе лейтенантом Th. Waghorn'ом, организовавшим англо-индийскую почту, которая на пароходах перевозилась из Марселя в Александрию, оттуда сначала по каналу Махмудиэ, а впоследствии по железной дороге в Суэц, затем снова пароходами доставлялась в Бомбей и Калькутту. Ныне эта почта через туннель Мон-Сени доставляется в Бриндизи, откуда почтовыми пароходами прямо перевозится через Суэцский канал в Индию и страны Дальнего Востока. Благодаря согласованию времени прихода атлантических пароходов с поездами Тихоокеанской желтой дорогой в Северной Америке, а этих последних - с исходящими из Ванкувера и Сан-Франциско пароходными линиями, получается в настоящее время возможность переслать письмо из Европы в Японию в 30 0- 35 дней. Будучи немедленно отправлено из Японии дальше (на Индию), такое письмо может совершить кругосветное путешествие в 85 дней. В ближайшем будущем, с завершением Великой Сибирской желтой дороги, путешествие из Европы в Японию сократится дней на шесть, и письмо обойдет земной, шар менее чем в 80 дней. По мере того как сеть железных дорог расширяется и разветвляется, а число ежедневных поездов увеличивается, возрастает и число почт, ежедневно приходящих и отходящих в данной местности. К этому присоединяются улучшения, вводимые в организацию самого почтового дела устройством, например, сельской почты, установлением дешевой и единообразной почтовой таксы, введением целого ряда новых почтовых операций.

    В телеграфе почта находит могущественное содействие и завершение, вследствие чего все почти государства, по примеру Германии, объединили почтовое дело с телеграфным, к большой выгоде для обоих ведомств. Наконец, международные почтовые сношения находят себе прочную почву и гарантию в организации всемирного почтового союза, охватывающего ныне все культурные страны.


    Источник: http://www.vincoll.org.ua/
    Категория: Статьи | Добавил: admin (21.02.2012)
    Просмотров: 873 | Теги: почта, история почты | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Реклама
    Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный хостинг uCoz