Коллекционирование масштабных моделей автомобилей - это коллекционирование моделей реально существовавших или существующих автомобилей, близкое автомоделизму.
Самым распространённым является масштаб 1:43, также используются масштабы 1:18, 1:24, 1:25, 1:35, 1:87, 1:72, 1:120, последние два пришли из авиа- и железнодорожного моделизма. Как дальнейшее развитие и распространение практики авиа- и судо- моделизма, появились сборные автомодели (т.н. киты, преимущественно крупных масштабов 1:18-1:35), которые необходимо самостоятельно собрать из деталей клейкой, свинчиванием, окраской и т.д.
Коллекционные автомодели выполняются преимущественно металлическими (в связи с чем распространена т.н. цинковая чума автомоделей при некачественном металле или технологии производства), однако, среди них есть и пластиковые, смоляные и т.д. Коллекционируются масштабные модели автомобилей как промышленного производства, так и мелкосерийного и единичного ручного (т.н. хэндмейд), в т.ч. переделанные из заводских (т.н. конверсии). Модели, как правило, воспроизводят не только внешний вид автомобилей, но и достаточно высокую детализацию салона (кроме мелких масштабов). Особенностью ряда производителей является наличие у модели подвижных элементов - открывающиеся двери, капот, багажник и т.п. По стоимости автомодели разнятся от так сказать демократичных (крупносерийное заводское производство) до дорогих (мелкосерийное и очень высоко детализированное) и очень дорогих (заказное и хэндмейд). Причины и особенности коллекционирования
Исторически подобное коллекционирование, возможно, возникло в результате обычного собирания игрушечных машин детьми. Разнообразие игрушечных машин в определённый момент стимулирует к их ранжированию для формирования масштабного "игрушечного мира". В дальнейшем необходимость в разработке мира может отпасть, и коллекционер сосредотачивает усилия на непосредственно моделях. Существуют и другие мнения по поводу причин такого коллекционирования и хобби.
Коллекционеры моделей автомобилей, как правило, специализируются на одном масштабе и отличаются на собирающие все приглянувшиеся модели подряд, только отечественные или только иностранные модели, модели по направлениям (только легковые, только грузовые, только милицейские или прочие спецмашины) и т.д. Отечественные автомодели
Масштабные модели автомобилей коллекционируют во всем мире с начала XX века (Corgi Toys, Dinky Toys, Matchbox и т.д.). В СССР масштабные модели автомобилей начали изготавливать в промышленных масштабах в середине 1970-х гг., причём подавляюще распространённым масштабом стал 1:43. В основе моделей, естественно, были автомобили советского производства - "Москвич" (в т.ч. первая модель - М-408, скопированная с ранее появившегося аналога британской фирмы Dinky Toys), ВАЗ, ГАЗ, РАФ и пр. Первоначально производились масштабные модели легковых автомобилей, затем появились модели микроавтобусов, грузовиков и тракторов. Заводское производство моделей автобусов появилось только после распада СССР.
Отечественные модели производились, как правило, на крупных оборонных машино- и приборостроительных заводах в качестве товаров народного потребления (т.н. ширпотреба). Крупнейшим производителем был саратовский завод "Тантал", из которого в постсоветской России для производства моделей была выделена компания "Агат", ныне "Моссар", от которой в свою очередь отделился как отдельная фирма "Инкотекс" филиал "Радон" в городе Маркс. Несколько позже на ряде других предприятий в разных городах СССР стали производиться другие модели отечественных автомобилей (Казань, Рославль, Умань, Ленинград, Ульяновск ...), а также скопированные с западных аналогов модели иностранных легковых автомобилей, т.н. ремейки (Москва, Ленинград, Тбилиси, Донецк, Запорожье, ...). Значительное количество советских автомоделей шло на экспорт. Достаточно ограниченный модельный ряд выпускавшихся в СССР автомоделей был расписан по номерам и отражался в немногочисленных (как правило, экспортных) каталогах. Т.н. "номерные" советские автомодели высоко ценятся у коллекционеров и в настоящее время.
В постсоветское время коллекционирование моделей в России упростилось благодаря резкому распространению украинского и российского хэндмейда моделей отечественных автомобилей и импорту (на который в плановой экономике СССР валюта не выделялась) заводских моделей как зарубежных, так и затем отечественных автомобилей, в т.ч. особенно большому и непрерывно расширяющемуся ассортименту сначала поделок (в т.ч. и копий советских моделей - напр. Autotime, Технопарк), а затем и достойных образцов из Китая. В России также появились новые мелкосерийные заводские производители автомоделей (ЛОМО, Компаньон, УралАЗ и др.). Однако, в то время как отечественное производство автомоделей на крупных заводах, как правило, стало испытывать застой с расширением ассортимента и резкое ухудшение качества, к началу 2010-х гг. выпускаемый крупносерийно в России модельный ряд был намного превышен разнообразием китайских моделей советских и российских автомобилей благодаря сериям Автолегенды СССР, IST, DiP Models, NEO, Наш автопром, Классикбус и др. Масштабные модели советских и постсоветских автомобилей
1. Модели легковых автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099, ВАЗ-2113, ВАЗ-2114, ВАЗ-2115, ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112, ВАЗ-1111, ВАЗ-1118, ВАЗ-2121, ГАЗ-А, ГАЗ-М-1, ГАЗ-М-20/20В, ГАЗ-21/22, ГАЗ-24, ГАЗ-24-02, ГАЗ-3102, ГАЗ-31029, ГАЗ-3110, ГАЗ-31105, ГАЗ-13/13Б, ГАЗ-14/14Б, ГАЗ-69/69А, ЗАЗ-965, ЗАЗ-966, ЗАЗ-968/968М, ЗАЗ-1102/1103/1105, ЗИС-101/102, ЗИС-110/110Б, ЗИЛ-111/111В, 111Г/111Д, ЗИЛ-112, ЗИЛ-114/114В, ЗИЛ-117/117В, ЗИЛ-115/4104/4104В, ЗИЛ-41047, Иж-2125, Иж-2126, Иж-2715/27151, ЛУАЗ-966, ЛУАЗ-967, ЛУАЗ-969А/969М/13021, КИМ-10-50/51, Москвич-400/401/420А/422, Москвич-402/407/423/410/411, Москвич-403/424/432, Москвич-408/426/433, Москвич-412/427/434, Москвич-2140, Москвич-2141, НАМИ-1, НАТИ-АР, Руссо-Балты, С-1Л, С-3А, С-3Д, УАЗ-469, УАЗ-31514.
2. Модели микроавтобусов и автобусов ГАЗ-03-30, ГАЗель-3221/2705, КАвЗ-685/3270, КАвЗ-3976, ЗИC-8, ЗИC-16, ЗИC-153/154, ЗИC-155, ЗИC-127, ЗИЛ/ЛИАЗ-158, ЗИЛ-118/118К(119), ЗИЛ-3250, ЛАЗ-695, ЛАЗ-697, ЛАЗ-699, ЛАЗ-5253, ЛИАЗ-677, ЛИАЗ-5256, ПАЗ/КАВЗ-651, ПАЗ-672/3201, ПАЗ-3205, РАФ-977, РАФ-2203, УАЗ-452В/2206.
3. Модели электротранспорта троллейбусы, трамваи.
4. Модели грузовиков ГАЗ-АА/ААА/ММ/410, ГАЗ-51/63, ГАЗ-52/53, ГАЗ-3307/3309, ГАЗ-62, ГАЗ-66, ГАЗель-3302, АМО-Ф-15, АМО-3/4, ЗИС-5/6/..., ЗИЛ-130/130В1/ММЗ-554/4502/4505, ЗИЛ-131, ЗИЛ-135, ЗИС-150, ЗИС/ЗИЛ-151/157, ЗИЛ-169/4331, КАЗ-605/606, КАЗ-608, КАМАЗ-4310, КАМАЗ-5320, КАМАЗ-53212, КАМАЗ-5410, КАМАЗ-54115, КАМАЗ-5511/55111, КАМАЗ-4911, КрАЗ-214, КрАЗ-255/256, КрАЗ-260, МАЗ-200/205, МАЗ-500, МАЗ-502, МАЗ-503, МАЗ-509/514/516, МАЗ-5335/5337, МАЗ-5432/6422, МАЗ/КЗКТ-535/537, МАЗ-543/7310, УАЗ-452Д, УАЗ-3741/3909, Урал-375/377, Урал-4320/4420/5557, Урал-5323/5423/6505.
5. Модели тракторов Д3-180, МТЗ-80/82, К-700/701.
Источник: http://www.vincoll.org.ua/ |