Попытки защитить свою продукцию
осуществлялись всегда. И производители идут на различные хитрости, чтобы
максимально обезопасить свой продукт от имитации. Это и голограммы, и
термоусадочные колпачки, и пластиковые пробки-дозаторы.
Так, на основе идеи киевского художника Сергея Позняка, еще в 1999 г.
фирма «Харис APT» получила патент Украины № 2520 и предложила эту идею
торговой марке «Гетьман». Заказ на изготовление специальных жетонов был
размешен на ОАО «Луганский станкостроительный завод». Жетоны
прикреплялись к каждой бутылке серии недорогих водок «Наливайко» («За
волю», «За долю» и «За любов») с целью защиты от подделок. Патентные
изыскания показали, что на то время подобных разработок в мире не
существовало, кроме британской фирмы «Сейнсбери», которая внедрила
подобный принцип при производстве безалкогольных напитков.
Идея была такова: жетон, размером с украинский полтинник, размещался на
колпачке каждой бутылки под термоусадочной пленкой и акцизной маркой. Не
повредив защитной пленки и акцизной марки, извлечь жетон и содержимое
бутылки невозможно.
Кроме функции защиты, «1 гетьман» — участвовал в моментальной лотерее с
крупными денежными выигрышами. Достаточно было собрать полную подборку
за 1999 г. (семь штук) и, отправив по почте, получить 150 гривен. А если
собрать комплект 1999 и 2000 годов (21 штука), то выигрыш составлял
2000 гривен. Также встречались жетоны с надчеканами. Каждый надчекан
соответствовал вещевому выигрышу (только электроника и бытовая техника) —
от радиоприемника до телевизора. Жетоны принимались в сети магазинов
электроники и бытовой техники «Нью-Винд» к оплате по курсу 1:20 гривен
при условии покупки более чем на 400 гривен и не более 10 % от стоимости
покупки. То есть при покупке, например, видеокамеры за 4000 гривен,
можно было заплатить 20 жетонов и 3600 гривен. При покупке стоимость
ниже 400 гривен, жетоны к оплате не принимались. Жетоны чеканились с
1999 г. по 2003 г. Год выполнен арабскими цифрами, номер — римскими,
серия — заглавными буквами латинского алфавита. Гурт
секторально-рубчатый. Каждому номеру соответствует либо герб гетьмана,
либо какой-то сюжет. Сюжетные композиции не всегда отвечают
геральдическим правилам и историческим названиям. Встречаются жетоны с
недочеканом изображения, например, 2000 - XXII-CSN.
При подготовке к изготовлению жетонов на ОАО «Луганский
станкостроительный завод» пробовали различную толщину жетонов. Так
появились жетоны толщиной не 1,4 мм, а 2,0 мм. Утолщенные жетоны
известны 1999 — I-ASN (естественного цвета), 1999 — I1-ASN (красноватого
цвета — нарушение технологии), 1999 — II-ASN (естественного цвета).
В 2001 г. в подарок кому-то из руководителей торговой марки «Гетьман» был подготовлен жетон из нейзильбера.
Всего ОАО «Луганский станкостроительный завод» было выпущено, кроме
пробников, 64 различных жетона (см. таблицу). Тиражи жетонов 1999 и 2000
годов составили по 150 тыс. штук каждого, кроме VII-ASN 2000 года (1000
шт.). Тиражи жетонов остальных лет неизвестны.
В 2003 г. в редакции газеты «Новый Курс Украины» были разработаны эскизы
жетонов с номерами от XXIV по XXX, но они так и не были утверждены к
массовому выпуску, хотя упорно ходят слухи, что некоторые из них все же
были изготовлены в металле.
Источник: Нумізматика і фалеристика, №1 2010р. Игорь Бартошук
Источник: http://agent.hiblogger.net/943264.html |